«Формирование компетенций у студентов колледжа как залог хороших успехов в обучении»
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Необходимо отметить, что владение общими компетенциями помогает овладеть компетенциями профессиональными.
Знания и умения выпускника, его общие и профессиональные компетенции формируются в течение всего периода обучения студента.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ Экономические, социальные, образовательные преобразования определяют изменения в сферах производства, образования, экономики и в специальностях в целом. И такие соревнования как WorldSkills (далее WSK) только тому подтверждение, момент соревнований всегда был движущей и мотивирующей силой к достижению целей и становлению лучше. А значит, для успешного обучения обучающихся по специальности Организация обслуживания в общественном питании необходимо учитывать не только государственный образовательный стандарт , но и такое направление, набирающее обороты во всех регионах .
В связи с этим возникает проблема – в чем заключается работа преподавателей при подготовке обучающихся, чтобы раскрыть их компетентность в рамках внедрения мета-стандартов.
WSK. – мировая практика кадрового обеспечения экономики, оценки качества подготовки специалистов и формирования профессиональных сообществ[5]. Миссия WSK состоит в привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов [2].
Необходимость рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в рамках внедрения мета-стандартов , ведется корректировка рабочих учебных планов, преподаватели ориентируются на те требования по подготовке специалистов среднего звена, которые указаны в компетенции , и соответственно, делать акцент именно на те задания, которые указаны в контрольно-оценочных заданиях. Следовательно, в процессе трудовой деятельности преподаватель помимо общих и профессиональных компетенций, указанных в ГОСе, учитывает и те модули, которые предлагает чемпионат.
Итоговая оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся проводится на государственной итоговой аттестации во время выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, при сдаче демонстрационного экзамена. На сколько серьезно студенты подходят к защите квалификационной работы, сколько желания показать лучший результат по выполнению всех заданий и обязательно в каждой работе мы видим творческий подход в подаче и оформлении блюд, и это немаловажно в данной специальности.
Общие компетенции формируются не только на учебных занятиях, во время практики, но и на внеклассных мероприятиях. Примером могут служить мероприятия, которые проходят в нашем колледже в рамках декад предметных цикловых комиссий по специальностям. Конкурс профессионального мастерства WorldSkills Главная особенность этих мероприятий, разнообразных по форме и содержанию, в том, что они имеют профессиональную направленность, и в них принимают участие все студенты, обучающиеся по данной специальности.
Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Способность успешно действовать. Успешность в будущем формируется в настоящем. Когда студент понимает, что его привело к успеху, то эту модель, опыт он проецирует и в дальнейшем, в частности, при трудовой деятельности.
Задача преподавателя помочь студенту овладеть умением применять классический алгоритм пути к успеху. Успех бывает на момент, неожиданный, только при этих условиях, а бывает, что успех – эта характеристика человека – успешный человек. К успеху нужно идти поэтапно. Во-первых, необходимо понять цель любого действия, а затем определить методы, с помощью которых ты идёшь к цели. Это может быть и работа в слаженной команде, а иногда достаточно найти нужную информацию и вовремя и правильно её применить.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
ОК 3. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами,
ОК 4. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
В мероприятиях декады по специальности участвуют студенты данной специальности, и приглашаются к участию студенты всего колледжа.
В заключение хотелось бы отметить, что у обучающихся, участвующих в конференциях, тематических классных часах, конкурсах и т. п. профессиональной направленности, улучшаются показатели индивидуально-психологических характеристик, таких как самооценка, мотивационная направленность, эмоциональная реакция на воздействие стимулов окружающей среды, повышается предметно-профессиональная компетентность.
А это в свою очередь помогает студенту овладеть общими компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Участие студентов в мероприятиях внутри колледжа, их маленькие победы, способствуют тому, что дальнейшее участие обучающихся в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, экзаменах более высокого уровня становится для них делом привычным. Студент психологически готов работать в команде; эффективно общаться с коллегами, руководством; брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Преподаватель специальных дисциплин :Королевская Л.Ю.